Вы, наверное, встречали мебель, собранную так, как будто в ней совсем нет крепежа?
Любую мебель собирают с помощью крепежа. Просто один крепеж виден, например, извне, а другой – нет.
Итак:
В качестве крепежа, могут быть конфирматы, минификсы, уголки. Весь, вышеперечисленный крепеж является видимым, если не с наружной стороны деталей, то с внутренней.
Но есть крепеж, благодаря которому, деталь крепится вообще, без видимых признаков крепления.
Шкант – это деревянный цилиндр, размеры которого, обычно равны 35х8 мм (длина – 35мм, диаметр – 8мм).
Суть крепления на нем заключается в том, что в двух, стыкующихся деталях делают соосные отверстия, в которое вставляют сам шкант. Получается, две детали крепятся двумя своими соосными отверстиями на этот крепеж.
Обычно, при креплении, шкант «загоняется» в отверстия деталей на клее ПВА, по этому, соединение получается очень прочным.
Такой крепеж широко используют при работе с деревом, но и при изготовлении корпусной мебели их так же применяют.
При всех плюсах (визуальное отсутствие самого крепления, довольно высокая прочность соединения), шкантовое соединение имеет и свои недостатки.
А недостатки у него следующие:
- Такое крепление уже нельзя разобрать (например, для ремонта). То есть, оно делается один раз.
- Для подобных креплений, нужно точно делать под них отверстия. В противном случае, детали не будут подогнаны друг относительно друга, и никакой возможности их подогнать, разумеется, уже не будет.
Именно по этому, подобные соединения, практически никогда не делаются вручную.
Для этих целей, всегда используются специальные приспособления – кондуктора.
Кондуктора могут быть самодельными (низкого качества), и заводскими (как правило, импортного производства), качество которых намного выше.
На рисунке ниже, показан, наверное, самый простейший кондуктор для рассматриваемого нами соединения.
Это – специально сделанные «заколки», которые имеют диаметр, почти равный диаметру шканта.
Их просто вставляют в отверстия под шканты, просверленные в торцах стыкующихся деталей. Затем, деталь с этими заколками просто устанавливают на предназначенное ей место, и прижимают. На второй детали остаются «метки» от иголок.
По этим меткам и делают отверстия.
Главное – чтобы отверстия в торцах деталей (в которые вставляются эти «заколки»), были сделаны по центральной оси самих торцов.
Стоимость самих шкантов относительно невысока, по этому, при наличии хорошего кондуктора, их можно с успехом использовать при соединении деталей, наружные поверхности которых должны быть «чистыми».
На этом все, до встречи в новых постах.